21. 01. 2022, пятница, числитель
EN

Ломая лед забвения: студенты ИрГУПС прошли по Байкалу путем солдат Русско-японской войны

20 марта 2019 - 14:48 -- корреспондент

Иркутский государственный университет путей сообщения и Байкальский государственный заповедник провели совместный межрегиональный исторический проект, посвященный работе Байкальской железнодорожной ледовой переправе в годы Русско-японской войны. Дата перехода была выбрана не случайно, переправа действовала до 17 марта 1904. Участниками реконструкции стали 12 студентов  ИрГУПС. Они повторили маршрут – от порта Байкал до Танхоя, -  по которому 115 лет назад транспортировали воинские эшелоны по железнодорожным путям переправы. Его протяженность – более 40 километров.

«В связи с тем, что не была достроена Кругобайкальская железная дорога, было принято решение об организации железной дороги прямо через озеро. В память о солдатах пятого иркутского резервного батальона, который занимался строительством и охраной железной дороги, казаков, которые помогали охранять эту дорогу – мы совершили данный переход», - рассказывает преподаватель ИрГУПС, руководитель исторической реконструкции Игорь Сеченов  

При подготовке к реконструкции организаторы опирались на исторические источники, которые хранятся в историко-мемориального комплексе Байкальского государственного заповедника - «Байкальская переправа». Например, в экспозиции есть знаменитая диорама порта Танхой начала XX века с макетами ледокола «Байкал» и портовых сооружений, а также знаменитая панорама Пясецкого – уникальное художественное произведение, запечатлевшее сооружение Транссиба.  По мнению организаторов, только сохраняя историческое наследие можно представить и оценить масштаб и важность Байкальской ледовой переправы. Для полного погружения в эпоху, студенты шли по льду в обмундировании солдат русской императорской армии.

 «Для меня этот поход – это историческая память моего народа, память о тех тяготах, которые переносили люди в Русско-японскую войну. Мы реконструируем события 1904 года, когда железную дорогу пришлось бросить по льду Байкала. Каждый день группа железнодорожников в сопровождении солдат или казаков проходили этот путь, и проверяла его», - рассказывает участник исторической реконструкции, студент ИрГУПС Егор Степанов.

В Танхой – конечную точку маршрута, -  студенты добрались вечером 17 марта. Там они смогли поделиться впечатлениями с учениками лицея-интерната №21 РЖД и посмотреть уникальную хронику работы Байкальской железнодорожной ледовой переправы.

 «Мы рады, что у современной молодежи просыпается интерес к истории. Им важно не только смотреть фильмы и читать книги о том или ином периоде страны. Им важно на себе испытать, как это было тогда, 100  лет назад. Проект исторической реконструкции Байкальской железнодорожной переправы 1904 года, который организовал ИрГУПС, созвучен тому, чем занимается наш заповедник в вопросах сохранения исторического прошлого России», - рассказывает заместитель директора по развитию Байкальского государственного заповедника Олег Кириллов.

Подобные исторические реконструкции в стенах вуза давно не редкость. В ИрГУПС патриотическому воспитанию студентов уделяется пристальное внимание. На базе вуза создан военно-патриотический клуб «Витязь». В нем занимаются свыше 70 студентов.

На фото: 
Ледовый переход в честь работы Байкальской железнодорожной переправы
Источник фото: 
Архив ИрГУПС
Фото: 
Вероника Викторова